Николай Зайцев — это педагог, создавший оригинальную методику обучения чтению во время работы переводчиком в Индонезии. Ему удалось найти способ быстрого обучения русскому языку для людей, язык которых существенно отличался. Данная система оказалась эффективна и при занятиях с детьми. Кубики Зайцева – простая и наглядная методика, реализовать которую можно как дома, так и в детском саду. Вместо скучного сидения за партами можно совмещать уроки с пением, движениями и играми.
Обучение чтению задействует сенсорное восприятие малыша, поскольку все кубики Зайцева отличаются материалами, цветом, размером и наполнителем. Такой подход позволяет продуктивно заниматься с непоседливыми детьми. Материалы воспринимаются как игрушки, поэтому заинтересовать ими можно почти любого ребенка. К тому же оригинальная методика проще для восприятия, чем азбука. По словам Зайцева отдельное изучение букв лишь мешает овладению чтением, ведь малышу трудно понять, как они складываются в слова из-за множества ассоциаций. Поэтому педагог использовал на кубиках не буквы и слоги, а придуманную им часть речи – склады, вмещающие произносимые звуки и в сущности являющиеся аналогом транскрипции.
В кубиках Зайцева дети читают по складам, а не слогам
Склады — это части речи, придуманные Николаем Зайцевым и реализованные на детских развивающих кубиках. Склад представляет собой пару из согласной и гласной буквы, причем последние включают твердый и мягкий знак, или отдельную букву.
Для облегчения ассоциаций и наглядности, педагог создал специальные кубики, передающие особенности звуков. Всего у кубиков Зайцева есть 46 отличительных особенностей – короткие склады нанесены на маленькие кубики, звонкие звучат при встряхивании и т.д. Поэтому важно, чтобы, если ребенок обучается по ним в садике, такой же комплект был и дома. Это позволит ему в любой момент вспомнить нужный склад благодаря сенсорной проверке.
Если ребенок будет обучаться чтению по кубикам с самого раннего возраста, то научится читать почти одновременно с тем, как начнет разговаривать, а дети старше трех лет учатся читать уже после первых занятий.
Обучение арифметике
Похожая методика применяется и при изучении счета. Для этого применяется 4-хцветная лента с квадратиками и кружочками, вмещающая цифры от 0 до 99.
По таким материалам можно обучать арифметике детей уже с 3 лет, а в возрасте 4-5 лет ребенок сможет производить арифметические действия. Благодаря такому способу дети гораздо раньше сверстников научаться вычитать и слагать числа до 100 в игровой форме.
Преимущества и критика методики обучения Зайцева
Плюсы методики в том, что все уроки проходят в игровой форме, поэтому дети почти не устают и легко поддаются обучению. А главным недостатком системы обучения Зайцева многие педагоги считают ее несоответствие официальной государственной программе.
Несмотря на простоту изучения чтения и арифметики, ребенок может столкнуться с серьезными сложностями в первых классах. Ему необходимо будет подстраиваться под школьную программу и переучиваясь со складов на слоги.
Данная методика подходит для детей до 4 лет, а также при существенных сложностях в обучении. Таким образом, ребенок может научиться читать и считать, а уже после изучить фонемные составляющие слов.